Школа в профиль

В следующем году расположенное в Можайском районе столицы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1400» встретит свой 25-летний юбилей По этому случаю наверняка в свое время будет организован ряд праздничных мероприятий с участием не только педагогов, учащихся и выпускников, но и широких слоев общественности. Будут, надо полагать, подарки и поздравления. Впрочем, не стоит забегать вперед. А вот рассказать немного о буднях этого образовательного учреждения будет нелишне. Потому мы и договорились о встрече с директором ГБОУ «Школа № 1400»Мариной Давыдовой. Надо сказать, что Марина Васильевна – представитель довольно известной в Москве учительской династии. – Основательницей ее, – рассказывает она, – стала моя бабушка Клавдия Николаевна Акимова, которая по зову сердца пришла и поступила в 1951 году в Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена. После завершения обучения в вузе была направлена по распределению в одну из школ Литвы, где преподавала математику. Через три года вернулась и стала работать в Москве. Долгое время была директором школы № 160. Это в нашем, Западном округе. По ее стопам пошла и мама – Светлана Ивановна Карпова. У нее – диплом Московского городского педагогического института им. Ленина. Она тоже преподавала математику, а с 1986 по 2013 годы являлась руководителем школы № 1295. Учителем математики решила стать и Марина Васильевна, поступив в Московский городской педагогический университет. К слову, преподавать в школе № 1156 начала уже на втором курсе без отрыва от учебы, а впоследствии продолжила карьеру в школе № 1295. И сегодня ее педагогический стаж насчитывает уже около двух десятилетий. А об уровне ее профессионализма можно судить хотя бы по таким фактам. В 2010 году М.В. Давыдовой было присвоено звание «Почетный работник общего образования». В 2007 и 2013 годах Марина Васильевна становится победителем приоритетного Национального проекта «Образование». Не исключено, что она попытает счастья на этом поприще по крайней мере еще раз. Во всяком случае, наметки кое-какие уже имеются. Хотя время выкроить для такой работы становится все сложнее. В феврале этого года, после успешного прохождения аттестации в Департаменте образования г. Москвы, была назначена директором многопрофильного образовательного комплекса ГБОУ «Школа № 1400». Что касается государственного бюджетного учреждения № 1400, то его сегодня по праву называют в числе лучших школ Западного административного округа, да и столицы. Так, по итогам минувшего учебного года рейтинг повысился сразу на 23 позиции, и с 202 места эта образовательная организация шагнула на 179-е. – Это радует, – признается Марина Васильевна, – но и мобилизует, настраивает на созидательный лад. Расти нам есть куда, а значит, работа предстоит серьезная. Попутно директор ответила и на «каверзный» вопрос: «В рейтинге участвует чуть более семи сотен столичных ГБОУ, а у вашего порядковый номер – 1400…» – Наша школа за четверть века пережила череду преобразований и реформ, сохранив при этом свое первоначальное наименование. Осталось оно и после создания на ее базе крупного образовательного комплекса. Он включает в себя сегодня четыре школьных, восемь дошкольных отделений и отделение дополнительного образования (ОДО). Иными словами говоря, ГБОУ – это четыре дореформенных школы и восемь детских садов. Их не стало меньше, как это иногда утверждают «компетентные» источники в желтой прессе. Просто в нашей школе сегодня 4078 детей и 560 сотрудников. При этом наши возможности значительно расширились как в плане материально-технической базы, так и в технологическом аспекте. Мы организуем образовательный процесс уже не в первом классе, а гораздо раньше, в детсадовском возрасте. В текущем году у нас запущен проект реализации программы Монтессори, с сентября 2017 года планируется запуск проекта билингвального обучения начиная с трех лет. То есть малыши будут осваивать вместе с азами русского языка еще и английский, например. Или немецкий и французский, которые тоже преподаются в школе. Прорабатывается вопрос и о четвертом иностранном языке. Советуемся с родителями, на каком остановить выбор – на испанском или итальянском. А пока мы ищем компромисс, учащаяся нашей школы Мария П. стала самостоятельно изучать китайский. И довольно успешно. Ученица приняла участие во Всероссийской олимпиаде школьников по этой дисциплине. Стоит заметить, что результативность участия учеников на Всероссийской олимпиаде школьников имеет тенденцию к увеличению. Так, на городском этапе в 2015/2016 учебном году 11 ребят стали призерами. При этом в текущем году школа выпустила 18 медалистов, которые подтвердили свои знания на Едином государственном экзамене. По результатам ЕГЭ из 131 выпускника 11 классов, 65 набрали рейтинговые 220 и выше баллов, что дало возможность поступить в престижные вузы Москвы на бюджетной основе. Ежегодно здесь проводятся независимые диагностики образовательных достижений совместно с Московским центром качества образования. Уровень полученных знаний, которые демонстрируют дети 4-х и 7-х классов, достаточно высок. Например, средний показатель читательской грамотности по 4 классам комплекса в 2015/2016 учебном году оказался выше городского на 5%. Учитывая потребности социального заказа и задачи повышения качества образования, школа вносит постоянные изменения в свой учебный план. В 2016/2017 учебном году увеличено количество часов на изучение иностранного языка, открыты 5-е гимназические классы гуманитарной и естественно-математической направленности во всех школьных отделениях. Расширено и количество профилей на уровне среднего общего образования – это социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, физико-математический, информационно-технологический, химико-биологический и универсальный. А в будущем году планируется организовать и предпрофильное обучение. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В рамках сотрудничества с ФГУ ВНИИ ГОЧС в двух школьных отделениях в параллелях 7 классов открыты классы военно-спортивной направленности. Это лишь один пример активного взаимодействия с высшими учебными заведениями. Не так давно образовательное учреждение вошло в состав университетско-школьного кластера на базе Высшей школы экономики – одного из самых конкурентоспособных вузов страны. В ближайшей перспективе – налаживание сотрудничества с МГМУ им. Сеченова и открытие медицинских классов. Естественно, что все это требует высокой отдачи, ответственности всего педагогического коллектива, высокой квалификации преподавателей. Как утверждает директор, здесь сложилась дружная и крепкая команда единомышленников, в которой задор молодых специалистов подкрепляется опытом старшего поколения учителей. И в этой связи Марина Васильевна назвала несколько имен наставников молодежи, которые щедро делятся со своими младшими по возрасту коллегами крупицами своего мастерства. В их числе – Ирина Аркадьевна Каладжиева, Оксана Геннадьевна Набатова, Марина Витальевна Матвеева, Ирина Владимировна Деженкова и многие другие. К сожалению, сетует директор, в рамках одной публикации невозможно назвать имена всех, кто составляет наш золотой фонд, и тех, кто каждый день несет своим ученикам бесценные знания. Но в школе реализуются интересные программы не только основного, но и дополнительного образования. Всего их здесь действует 144. А финансируются они как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств. Огромное преимущество школы состоит в обеспечении потребностей детей через свое отделение дополнительного образования, в котором есть и спортивные секции, и свой театр, и вокальный ансамбль, воспитанники которого ежегодно занимают призовые места во всероссийских и международных конкурсах. А в эти дни, например, творческие детские коллективы активно участвуют в мероприятиях, посвященных 75-летию начала контрнаступления в битве под Москвой. К слову сказать, у школы и районного Совета ветеранов налажены тесные связи. Участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда –частые и желанные гости в школьных отделениях. Они делятся с ребятами воспоминаниями, а те охотно дарят им свое творчество. Коллегиальность и общественно-государственное управление школой обеспечивает Управляющий совет, в состав которого входят родители, педагоги и ученики. А председателем его с 1 сентября текущего года является глава управы Можайского района города Москвы Сергей Викторович Девятов. – Таким образом, – уверена Марина Васильевна, – в нашей школе создается уникальная комфортная и творческая среда, способствующая полноценному развитию каждого ребенка. А то, что это не просто слова, свидетельствует вот такой интересный факт. Многие и многие родители далеко не случайно определили своих детей накануне учебного года именно в школу 1400. Минувшей осенью на торжественную линейку пришло в первый класс 302 ребенка. Это 11 параллельных классов, что почти вдвое больше обычного. И дело здесь, как вы понимаете, не только в демографическом взрыве, но и в доверии к школе под номером 1400. Александр Лёвин